Технологии адаптивного обучения
Адаптивная технология обучения, к примеру, четко прослеживается при изучении программирования в старших классах. После изучения теоретического блока необходимо практически закрепить материал, выработать формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений на основе предлагаемых ресурсов, развить умение эффективно использовать возможности среды программирования.
Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Материалы учебников, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Очень удобен учебник Полякова К.М , Ерёмина Е.А. «Информатика»
и комплект электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время наблюдая за работой всех учеников, то есть обучая всех, работаю и индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания для работы на уроке.
На начало уроков по теме: «Количество информации», на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.
Для разнообразия формы работы я организую работу в статических и в динамических парах.
В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.